Авторский блог Александра Николаева

Отчеты о поездках. И не только!

Друзья, за окном скоро начнётся зима, погода в Ростове, как и всегда в это время, не предсказуема, многие снизили свою активность в надежде, что скоро выпадет снег и мы поедем кататься на лыжах и сноубордах.

Каждый, увлечённый путешествиями человек, с каждым годом набирается опыта, появляются новые идеи и форматы путешествий и хочется двигаться дальше и выше.
Мы много путешествовали на велосипедах, пешком, байдарках и я постоянно нахожу на просторах интернета близких по духу людей, путешественников разных возвратов, которые делают или могут себе позволить сделать невероятные путешествия, безусловно вдохновляющие многих людей на подобное или вовсе переворачивающие сознание и, как следствие, жизнь человека, взглянувшего на свою жизнь со стороны.

Сидя ноябрьскими вечерами за компьютером, я наткнулся на очередное видео, рассказывающие о двух русских парнях, которые решились на кругосветное путешествие на мотоциклах протяжённостью 100 000 километров. Смысл путешествия парней был в том, что бы обрести себя после безумного ритма города и постоянной работы, пообщаться с людьми и вдохнуть настоящей свободы и настоящей жизни.

Смотря долгий фильм частями по вечерам и восхищаясь их путешествием, я вдруг вспомнил одну из своих историй длинного автономного путешествия на велосипеде, не такого длинного как у парней на мотоциклах, но очень схожему по духу и настроению.

Покопался в своих старых записях и нашёл статью, написанную мной после восьмидневного путешествия в 2010 году.
Эта статья была опубликована однажды на Ростовском велосипедном форуме (в то время единственном), где мы когда-то принимали активное участие.

Мне кажется эта статья будет интересна многим и может быть даже вдохновит кого-то на своё путешествие. Поэтому решено её опубликовать в рамках проекта Геометрия Спорта впервые.

Стиль письма в то время у меня сильно отличался от нынешнего и я не хочу ничего менять или дополнять, пусть всё будет сказано словами автора того времени))

Дух Свободы зовёт! Погружаемся в историю...

Немного предыстории этой авантюры. Когда-то я был маленьким и занимался велоспортом. С нашим тренером мы каждый год ездили в велопробег Ростов — Голубцкая (Тамань). Мы ехали налегке, всю поклажу вёз тренер на мотоцикле с коляской. Это были времена процветающего коммунизма, но мы это поняли гораздо позже.

В 2007 году когда я подрос и мне исполнилось 30 лет. меня посетила идея вспомнить былое, но проехать этот маршрут уже не на шоссейном велосипеде, а на байке со всем необходимым снаряжением для автономного похода. Осуществить задуманное удалось в конце мая 2010г.

Меня поддержали NEO2 (Роман) и Саша Белый (ники на в то время популярном форуме «ВелоРостов»)

Маршрут проложил по побережью Азовского и Чёрного морей с финишем в Новороссийске.

День №1

По прогнозу в день старта был сильный ливень, но нам повезло, светило солнце. Мы собрались у Ворошиловского моста и счастливые покатили навстречу приключениям.

Задача в этот день была доехать до Чумбур-Косы.

Мы достаточно быстро докатили до Павло-Очаковской косы и свернули туда на обед и небольшой отдых.

На одной из баз нас радушно встретили и разрешили совершенно бесплатно остановиться. Зависали мы здесь часа 3, обедали, купались и т. д. Потом покатили дальше и, немного отъехав от Павло-Очаковской....., началось. Прогноз оказался верным. Почуяв неладное, мы спрятались от ливня на проселке под деревьями, но это нас не спасло. Через 15 минут все закончилось.

Выбираясь на дорогу, мы погрязли в раскисшей грунтовой дороге по самые уши. За 100 метров пути к асфальту мы вымазались, велы не ехали и даже не тащились. NEO2 возмущается и что-то постоянно нашептывает, недовольно посматривая на меня, Белый молча тянет вел, ему вообще пофиг — дождь, снег, грязь, я улыбаюсь с недовольного Ромы, короче веселье))).

По плану мы хотели свернуть на проселок во 2 день, т. к. меня предупреждали, что куска дороги Новомаргаритово — Ейское укрепление нет. Дождик размыл дорогу «насмерть» и пройти больше 5 метров по грунту было не реально, поэтому решили понадеяться на наш русский «авось», вдруг дорогу достроили, не возвращаться же. Добравшись до Чумбур-Косы мы еще 2 часа отмывали байки, потом поставили палатку и завалились спать.

Хочу сказать, что с дровами и местом под палатку проблем не было.

Проехали 93 км.

День№2

Проснувшись не очень рано, мы прокатились по окрестностям (делать там абсолютно нечего, как нам показалось) и поехали дальше. Задача сегодня - доехать до Ясенской. Едем по новенькой дороге и думаем, что авось-то прокатил, а нет. Хорошая асфальтовая дорога уперлась в поле. Мы свернули на прилегающую грунтовку и начали искать альтернативу. Недолго разбираясь, мы выскочили на нужную нам дорогу и двинулись к Ейскому укреплению.

Что поражало по пути, то что в любом населенном пункте у каждого магазина, аптеки и т.п. стоят велопарковки. Местные, конечно, катаются на обычных велосипедах, но все же. Стоим возле магазина, подъезжает тетя на велосипеде в платье и на шпильках, мы переглянулись, стоим улыбаемся.

Она говорит:
- Если у вас крутые велики, нечего смеяться с моего.
- Мы никого не хотели обидеть и дело совсем не в велосипеде... Вы шпильками за асфальт не цепляетесь?)

В общем пообщались, посмеялись вместе и двинулись на обед.

На обеде к нам подсел классический персонаж деревень, хуторов и т.д. Безработный тунеядец- алкоголик Андрей и началась грузпрограмма. Мы старались как можно деликатней избавиться от него, но нас опередил представитель местной власти и с помощью мата и мата Андрей покинул наше общество)))

Подъехав к Ейску, мы уже порядком устали. Автомобилисты улыбались с нас когда мы, отдыхая на обочине, разминали пятые точки. К Ясенской добрались поздно, подъехали к одному из домов попросить воды. Перед домом стояли 4 молодые девушки и их отец. Отец нас по началу принял агрессивно, а вот заскучавшие дочери были очень рады видеть мужчин в своей маленькой деревне, даже пугающе рады. Мы конечно тоже были рады, но только от мысли, что мы доехали.

Устроившись на ночлег, мы пытались приготовить ужин, это было сделать сложно из-за полчищ комаров. Я такого ни когда не испытывал. Комары были везде: отбирали у нас посуду, еду, пытались вытащить из палатки, тушили костер)))). Уставшие и на половину съеденные комарами, мы завалились спать, так толком и не поужинав.

В этот день по плану было проехать 115-120км., но из-за отсутствия дороги мы прошли 140км.

День№3

Проснувшись утром мы увидели красоту, которая нас окружала.

Собрались, вышли на дорогу, сели на велосипеды.........., а сидеть-то мы не можем. Как можно сидеть на том, что еще вчера было жоп...й?! Но мы ж терпеливые, плачем, но едем. В общем Пантенол — это лучшее средство от слез)))).

Доехав до очередной деревушки, мы закупились провиантом и двинулись уже по грунтовым дорогам. И нужно сказать — это был самый запоминающийся отрезок пути. Слева лиманы, справа море, а по середине классная грунтовка.

Катили мы по ней км. 20, красота, птички поют. Один безумный шакал выскочил и начал бежать впереди нас, на морде было «написано»: вы кто такие, что делать, мамочка?... Природа была настроена к нам доброжелательно......Еду, чувствую у меня горит рука... добрая чайка подожгла, угадайте чем)))). «К деньгам» - подумал я, «Наконец-то» - подумала чайка и мы разъехались, она облегченная, я не очень довольный))).

По пути заехали на полузаброшенную ферму по разведению рыбы (водички набрать), познакомились таким Русским мужиком трактористом и так душевно минут 40 общались про нашу нелегкую жизнь на еще до конца не изведанной планете Россия. Он нам подсказал дорогу по грунтовкам и красивым местам.

Немного покружив по грунтам, мы выскочили на асфальт и двинулись дальше. Погода немного испортилась и периодически шел дождь. Этот день был какой-то психологически напряженный (наверное из-за погоды) и под конец дня на фоне усталости начались споры, остановиться там где планировали или раньше. Решили в ближайшем населенном пункте остановиться в гостинице, но таковой не оказалось, так же как и места под палатку. Проехали лишних несколько км. И все же двинулись к запланированной точке ночевки. Расположившись в местном элитном дачном поселке на берегу реки, мы шикарно переночевали.
В этот день проехали 114км.

День№4

Сегодня нам предстояло доехать до Коржевского. В этот день все чувствовали себя отлично, уже адаптировались к нагрузке и хорошо отдохнули. Ехалось легко и все просто кайфовали от процесса. Увлекшись музыкой, я бодро крутил педали и не заметил, что ребята отстали, остановился, стою жду. Смотрю у меня расстегнута лямка на сумке, где была закреплена карта, а карты нет. Они подъезжают, говорят, а давай посмотрим куда нам дальше ехать, короче издеваются на до мной, карту, конечно же, они подобрали.

Обедали в большой станице, все смотрели на нас как на инопланетян. Белый решил подзарядить свой плеер и двинулся в одних велотрусах в сторону какого-то здания. Оказалось это была местная администрация. Заходит он туда в труселях и в шлеме...

- А где у вас плеер можно зарядить?

Народ из администрации не удивился визиту космонавта-велосипедиста, взял на зарядку его плеер и поведал историю про поляка, который в прошлом году ехал кругосветку. Как оказалось позже, мы ехали свой маршрут по тому же сценарию. По дороге нам еще не раз местные вспоминали поляка.

Неспешно мы подъехали к Славянску-на-Кубани. Мы не планировали здесь останавливаться, но нам очень приглянулся берег реки Протока и мы, закупившись продуктами и пивом, двинулись на ночлег.

Места оказались живописными, мест для установки палатки было предостаточно, но и отдыхающих не мало, поэтому мы отъехали подальше и поставили лагерь. Поздно вечером к нам пожаловала милиция с расспросами, а кто вы, а зачем вы, а куда вы и т.д.

Проехали 102км.

День№5

Сегодня нам предстояло доехать до Голубицкой. В этот день дорога давалась с трудом. Дул лобовой ветер 7-9м/с. и за 50 км. пути он нас вымотал в ноль. Доехав до Темрюка, мы упали в первую попавшуюся остановку вверх «лапами» и уже никуда не хотели ехать. На выезде из города зашли в музей боевой техники времен Великой Отечественной войны. Я бывал здесь проездом из Ростова на велосипеде 21 год назад (когда мне было 9 лет) и с тех пор по-моему ничего не изменилось.

Когда-то мы останавливались в станице Голубицкой в большом автокемпинге, сейчас, конечно, все изменилось и подъехать к морю бесплатно практически невозможно. Всё побережье занято турбазами и гостиницами. Место очень интересное для отдыха с семьей, можно поселиться и в домиках, и в палатке и при этом в твоем распоряжении различные площадки для игр, теннисные столы и т. п.
Мы остановились на одной из баз, стоимость остановки с палаткой 250р сутки. Уже чувствовалось присутствие Чёрного моря и это нас подбадривало. Море здесь достаточно глубокое и соленое.

Но были в этом месте и минусы - это комары. Общее впечатление все равно осталось положительным, хорошее местечко.

Проехали всего 70 км.

День№6

Сегодня по плану добраться до Тамани.

Утром мы выехали на шоссе и обнаружили поломку, у Беляева Саши со стороны кассеты сорвало резьбу под крепление багажника (в раме). Болт свободно болтался в раме и багажник держался на одном болте. Мы принялись искать автосервис. Можно было бы и оставить, но в Утришах эта неисправность дала бы о себе знать. В сервисе нам помочь не смогли, т. к. не было у них такого маленького мечика, но добрые люди посоветовали нам к кому обратиться и мы покатили к дому мастера.

Забавная ситуация, у нас в группе из 3 человек 2 веломеханика и мы заплатили деньги автомеханику за ремонт велосипеда. Прикольно.

Ветер продолжал дуть нам в лицо и переезд давался не легко. По дороге мы встретили парапланеристов, маяк и огромное количество растущего вдоль дороги мака.

У Романа и у меня жутко разболелись колени и пришлось пользоваться суппортами. Сказывалась нагрузка второго дня и общее напряжение от пройденных километров. У меня это было терпимо, а вот Роману даже не помогал суппорт, мы часто останавливались и отдыхали, или просто на ходу Рома «бил копытцем»))).
Ситуация обострялась и у нас стал вопрос об эвакуации Ромы домой. Конечно это никого не радовало, а Роме не хотелось отступать от задуманного нами всеми. Но все обошлось или Роман перетерпел, и мы потихоньку двигались к Тамани. Нужно сказать, что Роман врач и собрал в поход аптечку размером с 10 литровый рюкзак и нас иногда она очень выручала.

Место для ночевки нашли быстро. Вдалеке виднелся город Керчь, море достаточно теплое и манящее. Мы поставили палатку и занырнули в море, это было таким кайфом после длинного дня в пути.

Легли спать. Слышим кто-то копошится по пакетам с мусором. Белый светит фонарем... Лисенок маленький. Пугнули его, а он отошел на два метра и не уходит. Через какое-то время опять шорох... смотрим уже три лиса шарят по нашим пакетам.

День№7

Неспешно собравшись, мы двинулись в Витязево. Настроение отличное, правда с каждым днем становилось все теплее и теплее. И в этот день солнышко беспощадно жарило нас. А Белый продолжал ломать велосипед. На этот раз у него начала «хрюкать» каретка.

После некоторых манипуляций каретку удалось привести в чувства (хотя было понятно,что пациент не жилец) и мы покатили дальше. Чем ближе мы приближались к Витязево, тем сильнее у нас поднималось настроение, ведь впереди Черное море. В Витязево мы каким-то чудесным образом попали на огромный дикий пляж, где отдыхают местные и обосновались там на ночевку. Правда последние метров 200-300 пришлось тащить груженые велосипеды по песку, очень неприятное занятие.

Расположившись в дюнах, мы с Ромой пошли искупаться и купить воды. Народ вокруг с восторгом смотрел на наш загар и просто ржал с нас. Одна тетенька не смогла сдержаться и злобно хихикая сказала:

- Мальчики какие у вас костюмчики получились.

Да, просто сладкая парочка в велочулочках)))
В дюнах нам очень помогла печка Белого из Экспедиции, которая работает на всякой мелочи: щепки, палочки и т.п. С дровами здесь была напряженка, а вот палочек и щепок много. Да и вообще печка отличная, везде ей пользовались.

Спать на песочке было классно, мягко, комфортно, а вот готовить и жить на песке не очень, он везде.

День№8

Сегодня нам оставалось доехать до Малого Утриша и остаться там на пару дней. Мы неспешно катили по Анапе и говорили о том, что нет совсем ощущения, что мы своим ходом из Ростова доехали до побережья. Казалось, что мы только что вышли из поезда и катим первые километры пути. Начался затяжной подъем и он нам всем дался как-то тяжело, но все дружно пыхтели и терпели. За это время мы так скатались, что никто ни от кого не отставал и все ехали вместе. А потом начался спуск. И мы оторвались по полной программе. Долетев до Сукко, мы перекусили Сникерсами, купили продукты и поехали покорять гору. От Сукко мы свернули на грунтовку и первые 150-200 метров шли пешком, т.к. подъем был очень крутой. Я так и предполагал, что день будет не из легких, т.к. к горе мы подъехали к часу дня и было очень жарко. У некоторых (после 200м. подъема) стали возникать мысли доехать до Б.Утриша и пойти пешком до Малого, но меня этот поход не впечатлял.

Порой на подъеме было очень тяжело и мы закипали от жары. Белый - лось) постоянно ехал, мы с Ромой иногда шли пешком, а когда-то я влетал на эту гору с грузом и не замечал ее.

Гора покорилась и мы полетели вниз. Я и Белый на сликовой резине (предназначенной для асфальта) 1/75, Рома на внедорожном Контенинтале .
Сначала осторожничаем, потом отпускаем тормоза и летим с Белым на перегонки. Рюкзак периодически машет штанами, управление байком эпизодическое. Пару раз вел заносит двумя колесами и ощущение, что падение неизбежно, но рюкзак и я начинаем активнее махать штанами и все ок. На спуске казалось,что моя Швальба (резина) разлетится в хлам, но резина достойно перенесла издевательства и даже не прокололась, что нельзя сказать о Кенде (марка велорезины) Белого. Перед поездкой он купил слики и уже к Утришам у него было несколько проколов и заметный износ. На спуске Кенда не выдержала скоростей и камней и прокололась в очередной раз, но мы уже практически доехали до стоянки и Белый прогулялся немного пешком.

Отдохнув, я и Рома решили прогуляться в 3 лагуну, где должен был находиться индеец по кличке Посупонько (в Ростове в веломире все знают Андрея Посупонько). Белый говорит:

- Оставь мне травматик, я один остаюсь, мало ли что. И расскажи, как пользоваться.

Я показываю Саше как обращаться с оружием, рядом сидит Рома и занимается чем-то своим...

- Снимаешь с предохранителя, досылаешь патрон в патронник....
Белый:

- А дальше что?
- Прицеливаешься....

Рома подпрыгивает на 2 метра, меняется несколько раз в лице...

- Вы че охренели что ли?

Мы с Белым смеёмся с испуганного Ромы.

На лагунах нашли мы не только Посупоньку, но и Ладу (которая смотрела на меня и не верила своим глазам, что меня можно здесь встретить), Юру и еще несколько знакомых.
А застали мы их за ловлей креветок. Мы немного пообщались и собирались уже уходить, но ребята настаивали на том, чтобы мы остались на ужин и на ночь.

Рома рвался назад к одинокому Белому, а мне так не хотелось уходить.....компания была шикарная.

- С Белым ничего не случится, я ему травматик оставил.

Роман напрягся:

- Представь, приходим утром, а вокруг палатки гора трупов и Белый со стволом внутри по локоть в крови)))) В общем, после вкусного ужина с вином и хорошей компанией в полной темноте мы отправились назад.


Море на Утришах было холодным, градусов 16. Проснувшись утром, обнаружилось, что погода испортилась и мы приняли решение ехать домой. Было не жарко и немного накрапывал не напрягающий дождик. Ехалось сегодня тяжело и нам еще предстояло преодолеть четыре 12% подъема.

В Новороссийске мы за 15 минут купили билеты на ближайший поезд и немного подождав, отправились домой.

Наше мероприятие всем участникам очень понравилось. Было много приключений и позитива. Физическая форма в конце похода на высоком уровне. Давно я не чувствовал себя так хорошо в плане тренированности.

Конечно, второй раз я бы не поехал по этому маршруту, но обязательно поеду по другому и немного в ином формате. Маршрут уже разработан и ждет своего воплощения.

P/S Запланированный маршрут был воплощён в жизнь, но это уже совсем другая история...