Авторский блог Александра Николаева

Отчеты о поездках. И не только!

Три летних дня в оранжевом ноябре

Это была какая-то параллельная реальность. Море в ноябре. Теплое. Невероятного, потрясающего цвета, которому еще не придумали название. Горы вокруг. Там хурма, мандарины и гранаты растут прямо на улицах и можно брать и откусывать их с ветки. Я увезла оттуда мешок хурмы, гранатовое вино, обгоревший нос и послевкусие счастья. И представление о том, как выглядит еще один рай. Он называется Абхазия…

...Верхний люк микроавтобуса прозрачный, и через него видно велосипеды. 15 штук, прямо над головой. Они едут с нами ловить за хвост лето, которое я так и не успела прочувствовать за все три его законных месяца. Частично я перезимовала его в горах, еще часть прошла под ростовскими дождями. И вдруг в самый разгар октября, когда за окном было «около нуля», а в квартире на пять градусов больше, когда по утрам не хотелось открывать глаза, а пуховое одеяло стало лучшим другом – так вот, в этот самый момент появился волшебник Саша Николаев и сказал: «Поехали в Абхазию».

С Сашей и его «Геометрией спорта» я познакомилась год назад, убей-меня-не-помню-как оказавшись в его велопокатушке по Черноморскому побережью от Абрау-Дюрсо до Утриша. В первый день  я поломала руку, во второй – разбила колено. И это была самая позитивная велопоездка в моей жизни. Не из-за травм, конечно, а несмотря на. Теплая компания. Теплое сентябрьское море. Раньше я почему-то думала, что не люблю море. И с чего я это взяла? Я не люблю пляжи в сезон и толпы людей. А море люблю. Я это поняла там, на Утрише. Теплое, прозрачное,  без людей. Рука, которой я боялась пошевелить, переставала болеть, погружаясь в море. С тех самых пор оно заняло теплый уголок в моем сердце - не такой большой, как горы, но все же. И вот спустя год, снова осенью, я наконец-то еду туда, только еще дальше и южнее, снова с Сашей и его «Геометрией», которые и открыли для меня море.

В Абхазии я еще не была. Слышала про мандарины, растущие прямо на улицах, и хурму «за три копейки», но одно дело просто слышать… На самом деле они там везде. Мандарины и хурма. В каждом дворе. На каждом втором дереве. На рынке рядом с границей при средних ценах в 20-25 рублей одинокая бабушка говорит мне цену – 10. Рублей. За килограмм хурмы. Мозг отказывается воспринимать это как действительность, и тем не менее я уношу с рынка огромный пакет совершенно реальных маленьких сладких солнышек...

А вот это растет прямо у дороги...

Я бы тоже хотела иметь такие занавески...

Мы складываем пакеты с килограммами счастья в машину и пересаживаемся на велосипеды. Здесь отличные дороги. Катать по трассе – одно удовольствие. Это не М4, где фуры, пыль, отсутствие воздуха и чувства безопасности. Здесь мало машин. Можно смело глазеть по сторонам. Вокруг – горы, море и лето.  Самое настоящее. Чистое небо, мягкое солнце. И тепло. И море. Боже, какое здесь море! Я всерьез говорила, что не люблю его? Нет, я просто не знала, какое оно…  Синее… нет, зеленое… изумрудное… бирюзовое… всё одновременно. Я чувствую себя ребенком, который впервые его увидел. Я и правда вижу его впервые – такое. Оно невероятное…

Усталость, закономерно  накопившаяся за время бессонной ночи (я с завистью поглядывала на пассажиров Сашиной уютной машины, в которой нам на сей раз не хватило мест и пришлось ехать с меньшим комфортом, чем в прошлом году), при виде моря куда-то исчезает. Совсем. 50 км до Пицунды воспринимаются как красочная 3д-бродилка с невероятной графикой. Педали крутятся сами...

Я не предполагала, что в ноябре еще можно купаться в море. А вот и можно. Вода такая, что заходить холодно, а выходить не хочется. И чи-и-истая! Все камни видно на дне. А этот соленый вкус на губах еще долго-долго…

По дороге от пляжа до гостиницы я разглядываю дома на Кипарисовой аллее Пицунды. Все они выглядят невероятно уютными – такие светлые, окруженные деревьями: гранатовыми, мандариновым, хур… как это – хурмовыми? В общем, вы поняли)). Если бы я прямо сейчас могла загадать желание, зная, что оно исполнится, я бы загадала себе такой дом – на берегу моря, маленький и уютный, с видом на горы, окруженный садом, в котором было бы как минимум три разных сорта хурмы...

Я останавливаюсь у гранатового дерева и недоверчиво разглядываю красные плоды. Из калитки выходит парень и, смеясь, протягивает мне гранат. «Вы так смотрите, как будто никогда их не видели».  А я на самом деле вижу гранатовое дерево впервые в жизни...

В девять вечера мы уже спим как убитые. А утром едем на Рицу, чтобы получить следующую дозу позитива во время спуска оттуда на велах. Километр вниз по вертикали. Головокружительные повороты. Скорость, до сего момента для меня запредельная. Я ведь боюсь всего на свете и вечно попадаю в какие-нибудь аварии. А здесь почему-то не страшно. Это какая-то параллельная реальность, где всё для меня новое и неизвестное. Учусь поворачивать, не снижая скорости. Вот это ощущение – когда ты чувствуешь свой вел и можешь  управлять им на скорости – оно невероятное.

А озеро Рица разочаровало. Переизбытком цивилизации. Ларьки, кафе и прочее. Когда-то оно наверняка было чистым и красивым, но не сейчас. Очень жаль. Но виды вокруг все равно впечатляют...

Я не люблю ехать в толпе, поэтому сразу обгоняю всех, впереди только Стас – наш Предводитель и Впередсмотрящий. Мне нравится его темп – я вижу далеко-далеко впереди только его силуэт, и потому у меня полное ощущение абсолютной свободы. Я наслаждаюсь скоростью и этой свободой…

Нас снова выключает в девять вечера. А назавтра, в наш заключительный день в этом раю, мы едем в Калдахуару. За этим труднозапоминаемым названием кроется дорога через перевал по грунту и гравию, подъем на который я осиливаю неожиданно для самой себя, да еще и в первых рядах. Стас говорит, что не ожидал от меня такой прыти – он помнит меня год назад в той самой покатушке по побережью, где я больше падала, чем ехала.

На перевале утоляем жажду спелыми гранатами, растущими прямо возле дороги.

Впереди – море сливается с горизонтом...

А дальше спуск по грунтовке, во время которого я вспоминаю все свои грехи, вжимаюсь в седло и отчаянно жму на тормоза, но все равно меньше тридцатки не выходит. Больше всего на свете я боюсь спусков и грунтово-гравийных дорог. Здесь я всего этого получила сполна. Теперь я это тоже могу…

Напоследок купаемся в море. Мне нравится его соленый вкус на губах. Нравится его цвет и звук. Теперь я совершенно точно знаю, что люблю его. И вернусь сюда обязательно. Именно тогда, когда здесь будет меньше всего людей, когда солнце будет низко над горизонтом, а вода будет прозрачной и одновременно голубой, зеленой и бирюзовой…

…Четыре часа на границе (и это с внесенной в карман доблестной таможни кругленькой суммой, позволившей нам срезать примерно половину пути до родины). Как обычно, бОльшая часть времени ожидания – на российской стороне.  Не понимаю я этого. Республика, где говорят по-русски, используют российские деньги и показывают российское телевидение – все-таки заграница. Не понимаю…

Ростов встречает туманом и низкими свинцовыми облаками. И пробками. Пока доехала до дома через загазованные улицы, едва не растеряла весь полученный за три дня позитив. Какой все-таки  у нас жуткий город…

А дома из рюкзака посыпались мандарины и хурма. Маленькие яркие солнышки. Хранители и носители позитива. Все-таки его запас у меня большой. Хватит надолго…

Благодарим Надю, за предоставленную информацию. http://kertilik.livejournal.com/6645.html